воскресный папа (kassian) wrote,
воскресный папа
kassian

Category:

Histoire d'A

Написал этот текст -- историю буквы А -- для журнала "Вокруг света", где материал в результате не был принят. Так что помещаю его в блоге, чтоб не пропадал.


А — бык, тянущий алфавит


А — одна из букв, объединяющих современные латинский, кириллический и греческий алфавиты. Она восходит к знаку «алеф» финикийского алфавита, появившегося на Ближнем Востоке в конце 2-го тысячелетия до н. э. И на Ближнем Востоке, и в Европе, и на Руси, эта буква традиционно помещалась в начале алфавитного порядка.

Слово алеф в семитских языках значит ‘крупный рогатый скот’ и иногда более конкретно ‘бык’. Поэтому вероятно, что пиктографическим предком финикийского был символ , изображавший голову быка, из так называемого протосинайского письма 1-й половины 2-го тыс. до н.э. (а сама протосинайская письменность, возможно, берет свое начало из древнеегипетской иероглифики).

Финикийская система письма, как и большинство древних семитских письменностей Ближнего Востока, была преимущественно консонантной (такие алфавиты иногда называют «абджад»), это значит, что согласные фонемы регулярно выписывались при помощи полноценного набора знаков-букв, а вот гласные фонемы выражались на письме редко и факультативно. Для гласных в таких семитских алфавитах использовались некоторые консонантные символы (которые в гласной функции традиционно называются «матери чтения»). В частности алеф в своей основной, консонантной, функции выражал особую ларингальную фонему — гортанную смычку (в русском языке гортанная смычка присутствует лишь маргинально, например, она произносится между гласными в разговорном отрицании не-а), но мог иногда употребляться и для обозначения гласного a. Собственно, само имя «алеф» для буквы было выбрано по акрофоническому принципу — слово алеф в семитских языках начинается как раз с гортанной смычки.

В 1-й половине 1-го тыс. до н.э. финикийский алфавит был заимствован греками, создавшими на его основе ряд полноценных консонантно-вокалических алфавитов. Буква алеф там использовалась уже исключительно в функции гласного a и выглядела так: .

Как известно, из греческого письма берут свое начало и латинский алфавит, и кириллица. Любопытно, что в современной русской букве а два этих главных ответвления греческого алфавита снова соединяются. Буква а уникальна для русского алфавита (да и для алфавитов на основе латиницы) тем, что в современных наборных шрифтах она имеет целых три разных начертания: заглавное «А», строчное прямое «а» и строчное курсивное «а». Из них исконной кириллической формой является курсивное «а»: именно так, только без наклона вправо, выглядела эта буква в древних кириллических памятниках (с X в. н.э.), это же начертание а со скорописным наклоном дожило и до современных рукописных почерков (вспомните школьные прописи). Примеры а в славянских памятниках: южнославянская надпись царя Самуила 993 года, выполненная на камне ; южнославянская Супрасльская рукопись XI в., выполненная уставом на пергамене ; русский полуустав XIV в. ; русская скоропись XVI в. . Вплоть до начала XVIII в. и книгопечатание на Руси осуществлялось шрифтами, стилизованными под полуустав, где а имело тот же рукописный вид. Впрочем, таковая форма а не являлась славянской новацией, а была при изобретении кириллицы прямо скопирована с соответствующей буквы альфа греческого унициального почерка.

История двух других форм — «А» и «а» — в кириллице не такая древняя. Скажем, форма «А» начинает появляться в русских почерках, видимо, только в конце XVII в. на волне вестернизации русской культуры, связанной с деятельностью Петра I (1672-1725). К тому времени в европейском книгопечатании (в первую очередь, во Франции и Италии) уже сложилась современная система с тремя формами латинской буквы а. Например, так эта буква выглядит в классическом наборном шрифте француза Клода Гарамона середины XVI в.: (современное, но вполне аутентичное воссоздание). Исторически каждая из этих трех форм была присуща своему типу средневековых рукописных почерков. Средневековая европейская каллиграфия отличалась чрезвычайным развитостью, но всё разнообразие рукописных школ и почерков в конечном итоге сводится алфавиту, который использовали древние римляне, позаимствовав его через посредство этрусков у тех же греков в 1-й половине 1-го тыс. до н.э.

Официально в России формы «А» и «а» были закреплены Петром I в конце 1710-х годов, когда он ввел для русских типографий так называемый гражданский шрифт как замену традиционному церковному шрифту, приблизив облик многих кириллических знаков к европейским книгопечатным образцам. По легенде, Петр I спроектировал новые начертания кириллических букв самостоятельно — это, конечно, не соответствует действительности, хотя Петр со всей серьезностью относился к затеянной им шрифтовой реформе и действительно принимал личное участие в работе. Новые формы буквы а из гражданской азбуки 1710 г., завизированной Петром I: . Обратите внимание, что кроме новаторской формы «А» и особенно «а», вводится и четкое противопоставление прописного и строчного вариантов.

А вот кириллический наборный шрифт курсивного начертания был введен в русских типографиях несколько позже: в 1730-х годах, и буква а там сразу имела привычную нам современную наклонную форму. Хотя кириллическая курсивная форма «а» и идентична таковой в латинице, тот факт, что спроектированный кириллический курсив был в целом ориентирован на кириллические рукописные почерки, а не на европейский наборный образец, заставляет считать наше курсивное «а» прямым наследником из раннего славянского устава.

В современном русском алфавите есть еще одна буква, восходящая к греческой альфе, — это я. Исторически в я совпали две старые кириллические буквы: а йотированное и юс малый , которые смешались в русской скорописи XVII в.

Алексей Касьян



Редакция "Вокруг света" отказала, в первую очередь потому что текст слишком сложный и недостаточно развлекательный. Тут всё было честно, потому как заказчик меня заранее предупредил, что теперь у них новый главред, который требует максимум развлекательности, анекдотов, шуток и т.п. Мне был заблаговременно прислан стилистический образчик того, как надо, но я, посмотрев на него, решил, что так писать все-таки не буду.

Новый главный редактор ИД "Вокруг света" -- это Александр Монахов. Не такой короткий срок главредом "Вокруг света" был Сергей Пархоменко (ага). Затем короткий срок -- Маша Гессен (ага, ага), умученная, как она рассказывает, от кровавого Путина, а на самом деле уволенная за профнепригодность.

Нынешний Александр Монахов не новичок в журналистике. В прошлом он руководил журналом "Антенна-Телесемь". Это специализированный журнал для тех, у кого телевидение занимает настолько значимое место в жизни, что они еженедельно готовы покупать отдельный журнал про телевизор.


UPD. Продолжение банкета: http://kassian.livejournal.com/297088.html
Tags: fonts, lang
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments