воскресный папа (kassian) wrote,
воскресный папа
kassian

Category:

Палеоисторическое


В продолжение обсуждения енисейского интервью Кирилла Решетникова.

Прародина сино-кавказской (дене-кавказской) лингвистической макросемьи и пути миграции племен -- вопрос совершенно не исследованный. При этом ареал распространения языков-потомков чрезвычайно широк: от басков в Европе до на-дене в Северной Америке. Распад макросемьи (отделение сино-тибетской ветви) датируется где-то 12 тыс. до н.э.

Археологам известна т.н. "problem of gold". Археологические культуры энеолита и бронзового века, использовавшие золото как драгоценный метал для украшений, хронологически выстраиваются в определенный маршрут:

— Балканы, особенно богатые захоронения культуры Варны (терр. совр. Болгарии; энеолит, 2-я пол. 5-го тыс. до н.э.);
— майкопская культура, особенно майкопский курган (ранний бронз. век, 4-е тыс. до н.э.);
— золотые находки в транскавказской культуре (3-е тыс. до н.э.), предположительно хурриты;
— богатые захоронения 2-й пол. 3-го тыс. до н.э. в Аладжа-Хююке и Арслантепе в Анатолии (предположительно хатты) и захоронения в Месопотамии, напр., в Уре.

Культ золота вряд ли является культурной универсалией, так что подобные археологические факты можно объяснить только миграцией определенных этнических групп, ценивших данный металл.

В принципе очень заманчиво было бы считать, что это как раз и есть один из путей расселения сино-кавказских диалектов эпохи энеолита и раннего бронзового века.

И в довершение про племя касков, которое якобы предки абхазо-адыгейцев.

Из хеттских источников известно, что во 2-й пол. 2-го тыс. до н.э. в горах на севере Анатолии (вдоль южного побережья Черного моря) появились воинственные варвары kaska. Маловероятную связь этого экзоэтнонима с абхазо-адыгскими касогами мы недавно обсуждали тут.

Некоторые ученые предлагали считать племенной союз kaska близкими родственниками хаттов, живших на севере Анатолии в нач. 2-го тыс. до н.э.
Основывалось это на том, что в хаттском языке есть слово kasku 'луна', и, мол, наверное каски -- это такие хатты, у которых луна занимала центральное место в пантеоне. А так как хаттский язык, по мнению ряда ученых, относится к абхазо-адыгской группе северокавказской лингвистической семьи, то вот оно всё и сходится.

На самом деле хаттский к абхазо-адыгской группе точно не имеет никакого отношения, а, видимо, представляет собой отдельную ветвь сино-кавказской семьи, причем ближе всего хаттский оказывается к енисейской ветви (см. текст моего доклада).

Но интересно другое.
Сейчас была опубликована ревизия соответствующих хаттских контекстов. Выяснилось, что:
1) хаттская 'луна' (слово из 100-словника Сводеша) -- это kap. И это очень радует, т.к. праенисейская 'луна' восстанавливается как *qep.
2) слово kasku значит не 'луна', а 'постройки у дворцовых ворот'.

Так что доводов в пользу отождествления племени kaska с хаттами и импликаций на тему абхазо-адыгской принадлежности касков нет никаких.
Tags: lang
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 38 comments